Губернатор ответил на вопросы

Губернатор Костромской области Сергей Константинович Ситников в прямом эфире областной телекомпании «Русь» ответил на вопросы телезрителей. Мы предлагаем фрагменты прямого эфира.О бюджетном процессе
— Здравствуйте, Сергей Константинович, предлагаю начать с последних событий. Сейчас идет важнейший процесс принятия бюджета на будущий год. Каким будет главный документ области?
— Обычно принято характеризовать бюджет различными эпитетами. Мы считаем, что тот  бюджет, который мы будем принимать сейчас, он — реалистичный и честный. Мы в этот раз не будем завышать возможности области. Мы прекрасно понимаем, что есть огромные пласты работы, которые в силу недостаточности доходов  мы не сможем профинансировать. Поэтому  бюджет реалистичный,  непростой, но бюджет, который учитывает основные затраты в социальной сфере, в сфере привлечения инвестиций, экономике и содержании хозяйства.
— Вы сказали, что не будете завышать возможности области. Что плохого в том, что возможности завышаются?
— Когда завышаются возможности по доходной части, есть соблазн  увеличить расходную часть. А потом начинается некая игра – мы сейчас на это потратим, а эти платежи попридержим, попозже деньги найдутся. А деньги не находятся.
Бюджет должен быть сбалансирован. Я всегда сравниваю бюджет области с бюджетом семьи. В семье расходы зависят от того, какую заработную плату мы получаем. Если мы пребываем в иллюзии и тратим больше, чем получаем,   абсолютно понятно, что рано или поздно мы вылетаем в трубу.
— Понятно, что больше всего костромичей и жителей области интересуют социальные обязательства. Скажите, хватит ли средств в будущем году, чтобы выполнить все, что обещала администрация региона?
— Да, мы заложили достаточно серьезные финансы на социальную сферу. Предусматривается повышение заработной платы в сфере образования, здравоохранения согласно майских указов Президента РФ.
При этом мы очень рассчитываем, что не будет приниматься никаких новых финансово неподтвержденных решений. Потому что для нашей области и нашего бюджета это очень опасная ситуация, когда в ходе финансового года нам нужно что-то менять, ломать, забирать деньги с тех статей, которые планировались на развитие, и направлять их на заработную плату.  Это очень болезненный процесс.
— То есть, сейчас мы переходим  к перспективному планированию доходов и расходов? Ряд экспертов считают, что 2013 год станет некой точкой отсчёта экономического роста на трехлетнюю перспективу — до 2015 года.
— Вы знаете, я боюсь делать такие смелые заявления. Возникает масса проблем, которые никто не мог запланировать. Никто не мог запланировать наводнение в апреле-мае этого года, когда из областного бюджета пришлось отвлекать серьезные средства, чтобы устранять последствия наводнения. Поэтому бюджет на самом деле реалистичный, бюджет выполнимый. Но степень запаса прочности на разного рода непредвиденные траты у нас  невелик.
Звонок в студию: Почему у нас постоянно дефицитный бюджет? Когда у меня в семье не получается что-то приобрести в силу нехватки финансовых средств, я от каких-то покупок отказываюсь. Может быть, и областному бюджету стоит ограничить желания?
— Спасибо. Ваш подход понятен. Но давайте подумаем вот о чем. Когда в семье заболел ребенок, и его надо лечить,  мы откажемся от покупки лекарств? Так и области нужны огромные средства, чтобы заниматься здоровьем людей, приобретать медикаменты, оборудование для лечения и профилактики, выдавать заработную плату врачам. Есть позиции, от которых мы не имеем права отказаться. Это наша ответственность перед населением, это наша ответственность перед людьми, это, в конечном итоге, конституционные права граждан, которые власть обязана реализовывать.
Поэтому  речь сегодня не идет о том, чтобы взять и сократить  все расходы, не заниматься обучением, воспитанием детей, не лечить, не учить. Речь идет о том, что надо увеличивать доходы и, таким образом, сокращать дефицит  бюджета. Вот если эта планомерная работа будет проводиться, мы от проблемы дефицита будем уходить.
Произойдет ли это быстро? Нет. И в Минфин с просьбой о финансовой помощи области нам придется обращаться. Но при этом у нас есть задача — темпы роста экономики должны превышать темпы роста государственного долга. Простой пример: на начало года долги Костромской области только за полученные кредиты и ценные бумаги были 97 процентов от собственных доходов. Сегодня это уже 76 процентов. Т.е мы видим, что есть некая позитивная динамика. И ее нужно стараться сохранять.
Ведущий: Тут есть резервы?
— Резервы крайне ограничены. Но задача одна – не залезать в «умные ненужности», которые требуют много денег, а результат от которых не очевиден.
Звонок в студию:  На связи Солигалич, Ожигин Николай Васильевич. Скажите, пожалуйста, почему в  условиях большого долга Костромской области и, в какой-то степени, в ущерб областному бюджету 2013 года Вы предлагали и предлагаете передать часть налогов муниципальным образованиям? Спасибо.
— Да, мы в отличие от прежних лет пошли на то, чтобы часть доходной базы бюджета передавать в муниципальные образования, на уровень районов и городов области. Причин здесь несколько.
Во-первых, надо понять, почему раньше забирали все. По одной простой причине – потому что забирали полномочия.  Сейчас всё здравоохранение  финансируется исключительно из областного бюджета. С районов эта нагрузка снята.
Заработные платы в системе образования, за исключением дошкольного и дополнительного образования, это тоже компетенция области. И, естественно, область эти средства забирала себе.
Какие минусы при этом складываются? Районы не имеют средств, чтобы подлатать местные дороги, решить вопросы, связанные с освещением. Они  обращаются в область и область эти средства перераспределяет.
В результате мы имеем ситуации, когда руководитель районного звена пальцем не пошевельнет до тех пор, пока не получит финансовые ресурсы из области. Даже если у него все возможности для решения каких-то конкретных вопросов имеются.
Ведущий: Это шантаж получается.
— Это не шантаж, это иждивенческая позиция, безответственное отношение к тому делу, за которое отвечаешь. Эту ситуацию надо менять.
На районном уровне решаются самые насущные проблемы жителей. Чтобы спрашивать с глав эффективной работы с населением, нужно обеспечить их  финансовыми источниками. Главы должны понимать, что у них вместе с ответственностью есть и возможности.
При этом нужно помнить и другое. Область в прошлом брала много кредитов,  и эти кредиты использовала, в том числе, и на районы, города области. Такого долга, как у области, у районов нет. Поэтому передача финансовых ресурсов на уровень районного звена будет происходить постепенно. Общие долговые обязательства также нужно закрывать.
Ведущий: А в областном бюджете что-то останется?
— Мы отдаем те источники, на которые может повлиять глава района. Очень важно, чтобы глава видел, что у него появился шанс решить финансовые вопросы, чтобы он этот шанс максимально использовал: мотивировал частный бизнес к работе,  старался привлекать в район инвесторов, чтобы росла доходная часть бюджета. Важно, чтобы главы поняли, что им передаются финансовые источники, и от того, как эти источники будут наполняться, будет зависеть благополучие жителей района.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *