Эффективность использования лесных ресурсов

Счетная палата РФ опубликовала отчет о проведенной проверке эффективности использования лесных ресурсов за последние три года.


По информации ведомства, покрытая лесом площадь в России за этот период сократилась на 0,3%, и по состоянию на 1 января 2019 года составила 768,1 млн. га.
Подробный анализ Счетная палата провела в семи субъектах Российской Федерации. Если на территории Забайкальского края, Архангельской, Вологодской, Костромской и Иркутской областей леса имеют лесоэксплуатационное назначение, то на территории Приморского края, например, они являются средой обитания краснокнижных редких животных, а в Крыму — обладают высоким рекреационным потенциалом.
В Костромской области основными лесообразующими породами называют ель, сосну и березу. Общий запас древесины в лесах составляет 752,66 млн. куб.м.
Основными причинами гибели лесов в России в последние годы эксперты считают пожары, неблагоприятные погодные условия и почвенно-климатические факторы.
Для выполнения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» в Костромской области закуплено 14 единиц лесопожарной техники.
Вместе с тем в материалах Счетной палаты отмечается, что существуют проблемы, связанные с заготовкой древесины в России.
Принимаемые органами государственной власти федерального и регионального уровней меры по предотвращению нелегальной заготовки древесины недостаточно эффективны и не оказывают влияния на декриминализацию ситуации в лесной отрасли, объем незаконных рубок и оборота древесины в Российской Федерации остается высоким (в 2018 году объем незаконных рубок составил 1,1 млн. куб. м), — говорится в отчете.
По данным Росстата, предприятиями лесного комплекса в 2018 году отгружено продукции на сумму 1 570 млрд рублей, что превысило уровень 2016 года на 24 %. Этому способствовали увеличение объемов производства и рост цен на отдельные виды продукции.
По стоимости экспорта у Иркутской области 7 682,2 млн долларов США, Архангельской – 1 792,2 млн, Вологодской – 1 075,7 млн, Забайкальского края 111,3 млн, у Костромской области -455,3 млн долларов США.
Что касается государственного лесного контроля, то в Отчете отмечается низкий процент возмещения ущерба от нарушений лесного законодательства в 2018 году, в том числе от незаконной заготовки древесины. В Костромской области возмещение ущерба составило 12,6%, в Иркутской области –0,5%, в Архангельской области –2,5%, в Забайкальском крае –1,7 %, в Вологодской области – 5,1 %.
Рост выявленных незаконных рубок в Костромской области был зафиксирован с 2016 по 2018 год благодаря активной работе департамента лесного хозяйства по выявлению «чёрных» лесорубов. Именно в этот период была выявлена рубка без лесной декларации ООО «Шанс» на территории Октябрьского лесничества. Арендатор не задекларировал то, что уже срубил более 4 тыс. куб. м.
Мониторинг использования лесов, выявление и пресечение незаконных рубок леса совместно с Рослесинфорг с управлениями МВД, ФНС, ФССП России по Костромской области, следственным Управлением сотрудники департамента лесного хозяйства ведут на постоянной основе.
Благодаря активной работе незаконных рубок стало гораздо меньше. В 2019 году выявлено только 52 случая, а общий объем незаконно заготовленной древесины по сравнению с 2018 годом снизился на 53% (4893 м3). С нарушителей взыскано 11,7 млн рублей, причиненный ущерб снизился на 63%,прокомментировали в региональном департаменте лесного хозяйства.
Кроме того, установлено, что число выявленных незаконных рубок лесных насаждений, их площадь, объем незаконно срубленной древесины составляют менее 1% от показателей легальной заготовки древесины на территории Костромской области.
Положительно Костромская область отмечена в Отчете Счетной палаты среди регионов, где происходит рост освоения установленного объема ежегодного изъятия древесины арендаторами. В костромском регионе этот показатель увеличился с 68,3 до 83,3 %.
Информация об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия будут направлены в Совет Федерации и Государственную Думу.
Один из основных выводов, который делает Счетная палата, заключается в том, что до настоящего времени в Российской Федерации не решены вопросы координации действий и информационного обмена между контролирующими органами на основе единой информационной платформы, позволяющие проследить движение леса от его вырубки и заготовки, транспортировки до таможенного оформления и вывоза за пределы страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *