И ОЖИЛА ИГРУШКА…

Глина – удивительно пластичное вещество, способное принимать различные формы, субстанции, от вязкого непонятного вещества под ногами, до величайших построек, великолепных произведений искусства. Однако, наш сегодняшний рассказ совсем о другом предмете, о глиняной игрушке. Не просто игрушке, а нашей костромской, Петровской…

На протяжении многих столетий в деревне Петровское, что недалеко от Сусанина Костромской области, изготовляли глиняную посуду. Но поскольку существовал обычай: не заносить в дом пустую кухонную утварь, так как не будет в нем достатка, в придачу к горшку давалась игрушка, имеющая свой голос. В зависимости от размера игрушки звук мог быть звонким, как детский смех, или густым, как звук отдаленного эха. Да и окрас она имела зеленый — под цвет окружающих ее дремучих лесов. Промысел был поставлен на широкую ногу, в каждом доме жили по 3-4 мастера, которые изготавливали в день до 70 горшков и игрушек — свистулек акарина. Игрушки-то гончары делали, когда время от основного занятия – горшечного – оставалось. Повсеместное  распространение глиняный промысел имел до начала 60-х годов прошлого века. Известным мастером гончарного дела был Иванов Павел Алексеевич, который не только возродил угасающий промысел, но и возвел Петровскую игрушку в один ряд с Дымковской, Филимоновской, Каргапольской и другими. Дело продолжил его сын Вячеслав Павлович Иванов. Глиняные игрушки были
представлены во многих российских музеях, и даже в Эрмитаже выставка была. Пропагандировал игрушку, изготовленную в лесной костромской деревне, искусствовед из Москвы Александр Иванович Фрумкин. Это был настоящий энтузиаст, объездивший всю Россию в поисках традиционных ремесел. То, что о Петровской игрушке узнали за пределами Костромской области, — во многом его заслуга.

В чем же секрет этих незамысловатых вещей, которые «цепляют» каждого, кто берет их в руки? И игрушки вроде бы самые простые. На деле в каждую вещь, что из-под рук мастера выходит, он особый смысл вкладывает. Прежде всего, неповторимость орнамента. Это непросто точки и черточки. Каждый знак имеет глубокий смысл. Самый распространенный узор – солнце.
От центра расходится восемь лучей: на четыре части делится год, на столько же – день (утро, день, вечер, ночь). Такой вот старинный календарь, изображающий большой и малый солнечные круги.
Цветок на глиняной игрушке –тоже древний символ: шестикрылая розетка Перуна-громовержца, покровителя мужчин.  А вот еще один языческий персонаж, которого петровские гончары лепили: языческая богиня Макош, покровительница женщин.
Поднятые вверх руки скульптурки женщины Макош, языческого божества, символизируют плодородие. Кроме фигурки Макоши, лепили петровские гончары коней, оленей, уточек– эти птицы символизируют зарождение жизни, гуся да гагару – эта пара считается свадебным оберегом.

А как звучит Петровская игрушка! И самое удивительное то, что певучесть изделие получает от мастеров на первых стадиях изготовления. В этом мы убедились сами, побывав на мастер – классе в частном музее Петровской игрушки в Костроме, руководителем которого является художник- керамист Светлана Пиманова. Приятно было ощущать себя в роли творца, когда под руководством мастера в наших руках бесформенный кусок глины постепенно превращался в фигурки зверей, птиц. Умелым движением рук художницы на изделие наносились резонаторные отверстия, благодаря которым сырые изделия уже приобретали голос. Свой окончательный вид, самостоятельную жизнь игрушка примет после подсушки, обжига, нанесения глазури. Радует то, что у Светланы Пимановой есть единомышленники, вносящие свою лепту в сохранение народного промысла.
Среди них Михаил Шмаров, художник-керамист, который как и Светлана Пиманова удостоен
госпремии в области литературы и искусства за сохранение этого народного промысла.
Также в организации работы музея помогает Татьяна Колосова, музыкант по образованию.
Она не только освоила игру на таком духовом инструменте, как фисгармония, участвует в изготовлении Петровской игрушки, но и демонстрирует игру на ней.
Вот что сказал Михаил Шмаров, художник музея — мастерской:
«Чаще всего Петровскую игрушку деревенские мастера реализовывали на расстоянии 20- 30 километров от своего населенного пункта, а уж оттуда она попадала на ярмарки. Теперь экспонаты находятся в музеях Петербурга, Москвы и других городов. Несмотря на веяния времени, интерес к Петровской игрушке не ослабевает. При нашем музее действует творческая мастерская, которую посещают даже дети».
А это вселяет уверенность, что народная Петровская игрушка будет жить!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *